Русское деревянное зодчество является уникальным явлением в мировой архитектуре, так как предполагает минимальную обработку древесины, использование круглого леса, что придаёт постройкам гармоничность, естественность форм и непревзойдённую долговечность. Это наследие до сих пор изучается только профессиональными реставраторами и архитекторами, в тоже время, польза, которую может принести знакомство с традиционным плотницким ремеслом обычному человеку, неоценима.
Место
Кенозерский национальный парк, д. Ведягина
Проект
Обращение к традиционному плотницкому инструменту в проекте "Пора топора" - летняя плотницкая школа
Задача
Построить три традиционных амбара на Ведягиной Ростани
Место
Кенозерский национальный парк, д. Ведягина
Проект
Обращение к традиционному плотницкому инструменту в проекте "Пора топора" - летняя плотницкая школа
Задача
Построить три традиционных амбара на Ведягиной Ростани
Мастерство
В течение лета 2026 на Ведягиной ростани мы будем рубить три кенозерских амбара, используя традиционные плотницкие технологии. Вместе пройдя от добычи кокор в лесу до постановки охлупня на кровле готовых построек мы глубоко изучим природный материал - дерево, получим навыки работы топором, скобелем и другим инструментом, познакомимся с различными архитектурными формами северного деревянного зодчества и в итоге создадим целый амбарный ряд, продолжив тем самым традицию народного искусства.
и свобода
Научимся ходить по воде на традиционных лодках поморья - карбасах, а в конце устроим регату. Будем исследовать ближайшие деревни, гулять по лесу и вести вечерние философские беседы у костра. А ещё ловить щуку, ходить по воду на родник, рубить дрова, топить баню, наслаждаться уединением в часы отдыха и преображать пространство вокруг себя как мера и красота скажут.
Как попасть
Чтобы каждый нашёл своё место в проекте, мы предлагаем несколько форматов участия.
Творец
4 бесплатных места в смене для победителей конкурса портфолио - плотников, архитекторов, художников.
Ученик
Для тех, кто хочет погрузиться в мир плотницкого дела и членов их семей
Волонтёр
Места со скидкой 50% для участников, которые будут готовы разделить организаторские заботы. Определяются на этапе собеседования
Пожить в настоящей старинной деревне, научиться работать топором и управлять карбасом, а также познакомиться с интересными людьми, близкими по духу, можно заполнив форму по кнопке ниже.
Если вы опытный плотник, художник, архитектор, мастер прикладных искусств или талантливы в другой области - у вас есть шанс приехать на проект бесплатно. Для этого в заявке приложите портфолио своих работ и/или список проектов, в которых вы принимали участие с указанием роли. Конкурс продлится до 01.05.2026
Творец Для победителей конкурса портфолио Бесплатно
Ученик 3000 р/день или 30 000 р/смена
Волонтёр индивидуальные условия
Группа до 15 человек
Включено
полное сопровождение карбасным капитаном и мастером-плотником - наставничество и обеспечение безопасности;
трансфер от и до ж/д станции в начале и конце смены;
проживание в гостевом доме в дни приезда/отъезда;
русская баня при гостевом доме;
аренда гермомешка и туристического коврика, палаток, набора посуды;
питание на протяжении всей смены, будут устроены дежурства.
Не включено
билеты до ж/д станции "Плесецкая" и обратно;
спальный мешок (аренда - 3000 р.);
дополнительное питание - продукты местных фермеров
дополнительные экскурсии и услуги парка - оплачиваются отдельно по факту
Колунообразный топор
Форма топора 17 века восстановлена на основе раскопок в Мангазее. Именно так выглядел русский плотницкий топор до того, как появился европейский плотницкий инструмент.
Эстетика протёсанной поверхности
Поверхность, тёсаная таким топором имеет уникальный узор. Тактильно и визуально напоминая о том, что вещь сделана вручную.
Техника работы
Специальная техника тёски не позволяет топору застревать в материале и образует слой "наклёпа" на поверхности древесины, который препятствует проникновению влаги
База
Ведягина Ростань
Архангельская область, Кенозерский национальный парк, д. Ведягина Заброшена 50 лет назад 4 двора, часовня и церковь Илии Пророка и Андрея Первозванного
Пространство современной плотницкой эстетики в самом сердце Кенозерского национального парка. Здесь мастера встречаются с учениками и друг с другом, чтобы создавать красивые и функциональные объекты на плотницкий манер. Сюда стекаются группы туристов, открывающих культурный ландшафт Кенозерья. Здесь же мы тренируемся управлять парусными карбасами - традиционными поморскими лодками, которые сами же и построили. Каждый день здесь - это созидание, творчество и отдых в единстве с живой природой.
Как мы живём
Мы реконструируем старинные крестьянские дома и живём прямо в них - в общих комнатах, в палатках на повети, в стационарных армейских палатках с печкой - выбор обширный, место по нраву находится каждому.
Раньше, что бы ни делал человек, ему обязательно требовался смартфон. Теперь - топор.
Специальные программы
Посетить Ростань вы можете разными способами - прийти по земле, добраться по воде самостоятельно. Но лучший способ познакомиться с этим местом - приехать к нам в путешествие. Парусная практика и топорное дело - туристический поход и лагерь для Отцов и детей. Каждый найдёт свой формат.
Задача проекта - построить архитектурно выверенную композицию Амбарный ряд. Это традиционная форма существования амбаров на Русском Севере. Из них часто собирались целые амбарные городки, которые удивляют гармоничностью взаимного расположения и форм простых хозяйственных построек.
Руина
Обмеры и прототипирование
Восстановленная модель
Инструменты
Мы работаем преимущественно ручным плотницким инструментом, разработанным архитектором-реставратором, Александром Антоновым исходя из опыта реставрации и создания новых рубленных архитектурных объектов.
Наставники
Из года в год мы совершенствуем свои знания и готовы ими поделиться.
Михаил Крупенин
Капитан-наставник
Опытный карбасный капитан, автор проекта "Карбас бежит ходко", организатор и участник множества парусных походов и экспедиций. Инженер "Товарищества поморского судостроения".
Александр Антонов
Мастер-плотник
Архитектор-реставратор, один из первых применил технологию лифтинга для реставрации памятников в России, профессиональный плотник, разработавший собственный стиль традиционного мастерства.